Интерактивные программы Кировского историко-краеведческого музея

05.12.2018

Интерактивные программы Кировского историко-краеведческого музея

(методист по научно-просветительской работе Кировского историко-краеведческого музея Максимова Л.Г.)

Ни для кого не секрет, что в настоящее время музей сам должен бороться за своего посетителя, что музейная продукция тоже является товаром, что посетителя следует рассматривать не как объект музейной коммуникации, а как полноценного партнера процесса, а воздействовать не только на его интеллект, но и на его эмоции. Наконец-то признано право посетителей приходить в музей не только ради знаний, но и за новыми впечатлениями, ощущениями, настроением.

В связи с этим резко расширилась деятельность музеев по проведению развлекательных мероприятий. Конечно, вопрос о соотношении образовательного и развлекательного компонентов в музее сложный, спорный  и требует очень тонкого и взвешенного подхода. С одной стороны, нельзя полностью отказаться от образовательно-воспитательной функции музея, с другой – необходимо быть привлекательным объектом для посетителей различных категорий. Конечно, ограниченные финансовые возможности и, главное, особенности наших помещений и экспозиций, не позволяют предложить посетителям столь модные сейчас виртуальные, компьютерные игры и интерактивные игрушки. Но мы можем  помочь  посетителю представить себя кем-то совсем другим, живущим в иное время, человеком, дать ему  возможности погружения в определенную социальную ситуацию при активном взаимодействии с музейными предметами. Поэтому сотрудниками музея разработан ряд мероприятий на основе постоянных экспозиций, о которых я сейчас и расскажу.

Первым опытом движения в этом направлении стала «Единая трудовая школа». Как известно, единая трудовая школа (ЕТШ) была создана после революции 1917 года в процессе реорганизации российской системы народного образования, включавшую около 30 типов школ. Создавалась единая система народного образования. Вот в учеников такой единой трудовой школы мы и играем. Первое, что должны сделать будущие ученики – выбрать себе новое имя. И не простое, а из числа тех, которые принято называть  именами советского происхождения — появившиеся после Октябрьской революции 1917 года в период расцвета в Советском Союзе моды на неологизмы и аббревиатуры, когда слом прежних  традиций  выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения, предоставил родителям большую свободу выбора имён своим детям.

В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия химических элементов (Радий, Вольфрам, Иридий, Гелий), технические и математические термины (Медиана, Дизель, Комбайн, Дрезина), профессии (Танкист), и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Октябрина, Заря, Свобода), названии некоторых органов новой власти, имёна и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Ким, Элина). Список имен обширный, встречаются среди них очень забавные, и процесс выбора всегда вызывает оживление. Это очень важный момент, и он помогает  всем участникам включиться в игру, перестать чувствовать себя в роли «сдающего экзамен». Затем всем нареченным новыми именами предстоит пройти тестирование у педолога.

Педология — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. Естественно, мы используем не долгие, сложные, скучные тесты, которыми пользовались настоящие педологи, а шутливые вопросы с неожиданными ответами, что тоже вызывает смех, и быстро снимает напряжение, которое испытывают посетители, едва услышав слово «тест». После тестирования ученики допускаются к первой ступени обучения. Пишут перьевыми ручками сначала образцы букв с нажимом, затем диктант (Фразы из 30-х годов — «Коля и Петя пионеры»). Не обходится, конечно, без клякс. Считают на счетах и в заключение получают дипломы об окончании Единой трудовой школы.

Еще одна вызывающая интерес у посетителей и достаточно востребованная музейная игра, это игра в сотрудников редакции газеты «Кукисвумчоррский рабочий». Преамбула такова: редакция местной газеты. №0-е годы ХХ века. Прежний состав редакции в полном составе  уволен за грубые политические ошибки в своей работе, и теперь новые журналисты должны срочно включиться в создание очередного номера газеты. Но сначала – экзамен  на политическую грамотность: надо расшифровать несколько аббревиатур советских времен: ВКП (б), СССР, НКВД, ВЧК, ГТО, ДОСААФ, МТС в рамках «борьбы с космополитизмом», найти русские синонимы иностранным словам и т.д. Затем – работа над созданием газеты. Каждому журналисту дается старая фотография с аннотацией, и ему надо написать статью в стиле того времени, иллюстрацией к которой может быть это фото. Тексты статей набираются на старых пишущих машинках, роли участники с помощью музейного работника распределяют в соответствии со своими предпочтениями: кто-то из «журналистов» предпочитает печатать свой текст сам, кто-то хочет заниматься только творческой работой, а кто-то предпочитает быть не журналистом, а машинисткой. Как правило, находится и художник, и корректор. Познакомиться со стилем газетных статей того или иного времени можно с помощью подлинных газетных публикаций и писем тех лет, хранящихся в фондах музея, с которыми «главный редактор» — наш сотрудник – знакомит собравшихся.

Еще одну игру мы проводим в зале природы – «Топонимика Хибин – просто о сложном». Кировск – город, который находится в центре Хибинских гор, носящих звучные и сложные саамские названия. К сожалению, далеко не все кировчане, (не говоря о гостях нашего города), смогут назвать по имени даже те горы, которые видят, выходя из своего дома, а уж тем более, смогут рассказать, как их название переводится с саамского языка на русский, и почему горе, озеру, реке дано такое название. А ведь почти все саамские топонимы имеют описательный характер и составлены по одной четкой и логичной схеме. Об этом может узнать каждый, кто решит принять участие в «Хибинской экспедиции» и в ходе нее побывает в гостях у местной жительницы, которая и научит, по какому принципу строятся географические названия у этого народа, поможет расшифровать и перевести названия. Обязательное условие всех игр для подростков – это включение в них элементов юмора. Поэтому заключительное задание игры таково: дать названия на саамском языке горам, изображенным на  фотографиях. В чем тут юмор? А в том, что до относительно недавнего времени набор слов  у северного народа, в прошлом мало контактирующего с другими, далекими народами, и не имевшего современных средств массовой информации, не всегда позволяет сделать это простым способом. Например, если изображенная на фото гора совершенно явно просится, чтобы ее назвали «гора в виде верблюда», или «гора-верблюд», а слово «верблюд» в словаре отсутствует? Приходится объяснять с помощью имеющегося набора слов.

К Международному дню саамов проводится мероприятие «Коренной народ земли Кольской» для детской аудитории. Рассказ о быте саамов чередуется с различными соревновательными элементами, имитирующими традиционные занятия и промыслы: дети «ловят оленя», стреляют из лука в цель, ловят рыбу… и т.д. В случае плохой погоды мероприятие проводится в зале природы.

Квест «Тайна геологов»

Проводится в деревянном домике геологов – первом строении на месте будущего города Кировска – мемориале С.М. Кирова, где сохранена обстановка 30-х годов прошлого столетия.В зале мемориала (домика геологов) на видном месте, так, чтобы она сразу бросалась в глаза, размещена фотография с изображением геологов, которые в 30-е годы исследовали Хибины. (Эльзы Михайловны Бонштедт-Куплетской, Нины Николаевны Гудковой, Елены Павловны Кесслер, Екатерины Евтихиевны Костылевой-Лабунцовой, Александра Николаевича Лабунцова, Бориса Михайловича Куплетского Германа Степановича Тщасковского).

Каждый человек имеет свой номер, но он на фотографии не указан. Задача перед посетителями поставлена такая: по подсказкам, находящимся в помещении, надо разгадать по номерам имена и фамилии людей, изображенных на фотографии. Паролем для выхода из помещения является фамилия одного из изображенных на снимке людей. В процессе игры посетителям приходится разбирать старый чемодан с «ветхими» документами и фотографиями; «восстанавливать текст по обрывкам исторического письма» — размытого и выцветшего от времени, читать текст-инструкцию, написанном справа-налево, в зеркальном отражении – в зеркале, которое висит на стене; догадаться совместить картон с прорезями с листом, на котором беспорядочно написаны буквы, как в титрах фильма о Шерлоке Холмсе», а подсказкой является книга «Рассказы о Шерлоке Холмсе», которая лежит на одном из топчанов, слегка выглядывая из-под подушки, как будто ее читали перед сном; заглянуть в книгу, которая стоит на полке,- в ней изложена биография Ферсмана, и узнать девичью фамилию его матери, (а фамилия одного из участников геологических экспедиций с ней совпадает.- нужная страница в биографии заложена закладкой); внимательно рассмотреть фотографии на стене, среди которых фото улицы Лабунцова, а мемориальная доска на фото обведена  кружком и обозначена цифрой ; узнать из статьи 28 ФЗ «Об актах гражданского состояния» о двойных фамилиях – это намек на Костылеву –Лабунцову и Бонштед- Куплетскую…и т.д.

Вот так, постепенно разматывая клубок исторических загадок, посетители находят ключевую цифру, т.е. номер участника, фамилия которого служит паролем, она отмечена стрелками на циферблате старых часов с шишечками.

Ещеодин квест на базе домика геологов разработан сотрудниками музея и проводится для посетителей в возрасте от 14 до 18 лет. Называется он «Бездна» ирассказывает о трагических страницах истории. Предпосылкой послужил реальный случай, произошедший в Хибинских горах 5 ноября 1981 года. 7 студентов Ленинградского университета и руководитель группы Петр Алексеевич Копытов попали под снежный карниз недалеко от перевала Ворткеуайв. Почти год спустя, 13 августа 1982 года, туристическая группа Московской городской станции юных туристов обнаружила тело одного из студентов. Раскопки продолжались 10 дней.

В разработанном квесте «Бездна» имена, фамилии, дата и место происшествия изменены.

Сотрудник музея проводит школьников в большую комнату мемориального домика и рассказывает историю о том, что 26 ноября 1981 года из города Санкт-Петербурга выехала группа туристов: 7 студентов Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта во главе с профессором Романом Васильевичем Яловицким. На следующий день, утром, они прибыли на ж/д станцию Хибины, — первую точку маршрута. Конечной точкой должна была стать ж/д станция Имандра, но до нее группа не добралась. С ними что-то произошло…

Перед школьниками ставится задача в течение одного часа узнать:

1)  что произошло с группой (сошла лавина; тела туристов были найдены год спустя, поэтому в течение этого времени туристов считали без вести пропавшими);

2)  место происшествия (перевал Сев. Чоргорр 1010 м);

3)  дату происшествия (6 декабря 1981 г.).

По истечении времени участники озвучивают сотруднику музея версию случившегося с датой и местом.

Для этого школьники должны найти предметы с тремя шифровками, а также проанализировать дополнительные предметы, которые помогут понять им, что именно произошло с группой. Сделать это будет непросто, так как в числе прочих в помещении спрятаны вещи, которые являются только внешними атрибутами и не имеют дополнительной смысловой нагрузки (разбросанные по комнате ботинки, прищепки на занавеске, поздравительная открытка, медицинские принадлежности: раствор зеленки и распакованный бинт).

Основные используемые предметы: карта Хибинского массива с помеченным маршрутом. Начальная и конечная точки (ж/д ст. Хибины – ж/д ст. Имандра) отмечены красным маркером, как А и Б; перевалы подчеркнуты прямой линией (перевал Рамзая (743 м), пер. Ворткеуайв (753 м), пер. Куропачий (433 м), пер. Умбозёрский (527 м), пер. Сев. Чорргор (1010 м), пер./г. Маннепахк (845 м)).

В процессе игры участники находят шифровки с датой несчастного случая, с местом происшествия, читают обрывки дневников с воспоминаниями руководителя группы и студентов, с помощью лупы изучают карту Хибинского массива с противолавинными станциями; лист с классификацией снежинок и, таким образом,  получают знания о видах лавин с описанием их характеристик и условий возникновения.

Квест «Десять лет без права переписки»

Представьте себе, что вы живете в 1930-е годы, во времена разгула сталинских репрессий, доносов, несправедливых, надуманных осуждений по политическим статьям. За самую невинную фразу, безобидную шутку, неверно сформулированную мысль можно было попасть в тюрьму или быть расстрелянным. Достаточно было кому-нибудь не полениться, и сообщить об этом в НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). И очень многие спешили сделать это – кто-то верил, что так сказать или пошутить может только враг, кто-то искал материальных выгод – например, занять освободившуюся комнату в коммунальной квартире или руководящий пост на работе. А кто-то просто боялся – ведь того, кто не сообщил о «враге» тоже могли ждать серьезные неприятности. Даже статья в Уголовном кодексе была «За недоносительство». Очень часто родственники арестованных людей ничего не знали о судьбе своих близких: им говорили «Осужден на 10 лет без права переписки», а на деле это означало, что его уже нет в живых – расстрелян.

Итак, представьте: доброжелательно настроенный к Вам человек  сообщил, что Ваш начальник получил на Вашего друга донос. Проходя по коридору, Вы случайно услышали, что начальника вызвали к вышестоящему руководителю, и что вернется он ровно через час, и увидели, что он забыл ключ от кабинета в дверях. У Вас есть только час, чтобы спасти друга: найти и забрать этот донос. На выставке, как и в музейных залах, не все предметы можно трогать руками. Те, которыми можно пользоваться, брать в руки, открывать, помечены небольшими красными метками. Задача посетителей: найти, пользуясь отмеченными предметами, где спрятан этот донос. В процессе игры посетители:

— читают текст, написанный молоком: «Донос в сейфе, найдите ключ!» (Чтобы его прочитать, надо нагреть бумагу. Для этого в зале должен  утюг и ткань для глажки. Рядом с утюгом для подсказки  рядом стоит маленький молочник, помеченный красной меткой.);

— находят в ящике стола отмеченную красной меткой разорванную бумажку с  текстом «Помочь вам может тот, чьими «внучатами» были октябрята»;

— ищут нужную книгу, стоящую на полке и помеченную красной меткой, смятую бумажку с текстом: «Труд, детище, создание, трактат»;

— в итоге находят ключ от сейфа, который спрятан в 30-м томе собрания сочинений В.И. Ленина;

— открывают сейф и находят письмо: «Поздравляем, вы выполнили свою задачу – спасли друга. Мы с вами живем совсем в другую эпоху. Темные времена страха, ложных доносов, расстрелов без суда и следствия и ушли в прошлое и никогда не вернутся. Желаем вам долго и счастливо жить, любить, дружить, учиться и работать в свободной стране.»

Целый ряд мероприятий разработан для учащихся начального звена и дошкольников. Работа с детьми младшего возраста должна включать в себя элементы игры, рассказы должны быть образными, доступными и строится не на теории, а на предметах, т.е. с учетом особенностей восприятия: в этом возрасте на слух воспринимается только 10% информации, в то время, как с помощью тактильных чувств – 40%. Это значит, детям обязательно надо дать потрогать предметы, надо давать детям возможность двигаться, менять виды деятельности. Но наши, морально и физически устаревшие, экспозиции исторических залов не позволяют это сделать. Поэтому было принято решение: бывшее подсобное помещение мемориального домика. оформить как кухня середины 20-го века. Мы решили отталкиваться от того, что понятно любому ребенку – от предметов быта.

И тогда в мемориальном домике «поселилась» «бабушка Федосья» — старушка, живущая так, как жили в 30-е годы. Во время  проведения  театрализованных экскурсий приходящим «в гости» малышам она рассказывала о своем житье-бытье: о том, как она топит на кухне плиту дровами, как кипятит самовар, приносит в ведре воду с речки, стирает на стиральной доске. Все эти предметы можно потрогать, попробовать в действии: помыть руки под умывальником, потереть белье на стиральной доске, подержать в руках чугунный утюг, у которого почему-то совсем нет электрического шнура, открыть дверцу печки,  заглянуть внутрь топки, увидеть там колосники и узнать для чего они нужны.

«В гости к бабушке Федосье» можно приходить не один раз: она расскажет «Что такое печка», «Что такое самовар» и «Как готовили обед». Все это – названия мероприятий, проводимых в мемориальном домике сотрудниками музея.

Есть в нашей копилке и мероприятия с интерактивными элементами, которые проводятся в залах с постоянными экспозициями:

«Идущий по следу». Участникам раздаются маршрутные карты, в которых даны задания по экспозиции в зале природы. Первое задание начинается с карты Кольского полуострова. Ребята могут выполнять задание, не соблюдая очередность. Главное, чтобы они обратили внимание на следы тех животных, которые размещены  на витринах. Так, «гуляя по лесу», дети знакомятся с животным миром Мурманской области.

«База ОПТЭ» — данное мероприятие проводится тоже в зале природы. ОПТЭ — Общество пролетарского туризма и экскурсий,которое было организовано в году. Посетители становятся туристами, прибывают на базу ОПТЭ регистрируются и отправляются в поход. Им выдаются маршрутные карты, и они, проходя станции, определяют минералы, которые они находят в походе, ловят рыбу и по определителю узнают, как она называется, переходя через болото, собирают клюкву и т.д. Возвращаясь на базу ОПТЭ, они получают удостоверение туриста. Также в зале природы проводятся такие мероприятия «В гостях у Лесовичка», «Школа робинзонов», на которых маленькие посетители с помощью игр и заданий с раздаточным материалом изучают жизнь обитателей леса и правила поведения в лесу. Исходя из опыта проведения указанных мероприятий, практически все подходят для организации семейного досуга. Также еженедельно проводится «Суббота в музее», где можно с семьей интересно провести время, принимая участие в кинопросмотрах, мастер-классах и играх.

Мероприятия проводятся по заявкам, которые должны быть поданы  заблаговременно, потому что большая часть мероприятий требует определенной технической подготовки: установка дополнительного освещения, перестановки мебели, размещения атрибутов и т.д. Также следует учитывать, что количество сотрудников сократилось в ходе оптимизационных мероприятий (на данный момент нет смотрителей… или специалист соответствующего профиля может отсутствовать – проводить выездное мероприятие или лекцию), и, безусловно, надо заранее скоординировать действия и распределить кадры. Мероприятия проводятся как на платной, так и бесплатной основе.