21.04.2015
Выступление Пивоваровой Т.В.
на семинаре образовательных учреждений Кировско-Апатитского
района и госархива Мурманской области в г. Кировске в формате круглого стола 02.04.2015 в МБОУ
СОШ № 5 г. Апатиты
Историческое краеведение как фактор развития гражданско-патриотических качеств личности
Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин
Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют реструктуризации системы образования подрастающего поколения, которая должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, воспитание социально зрелого поколения россиян.
Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Чтобы поддерживать на высоком уровне этот интерес к краеведению, важно сделать краеведческую работу не кампанией, а продуманной системой действий в интересах гармоничного духовного развития человека. Собрать, сохранить, систематизировать архивные документы, обеспечить оперативный доступ к архивной информации – одна из главных задач, стоящих перед архивами.
Откликаясь на интерес общества к краеведческой информации, государственный архив Мурманской области в г. Кировске строит свою работу с учетом особенностей культурной и социальной жизни нашего региона, обеспечивая сбор, хранение и широкий доступ населения к архивным документам и информации о них. Для пользователей архивной информации создан официальный сайт госархива (его адрес вы видите на экране). С целью оперативного поиска информации в море архивных документов сотрудниками архива создаются электронные справочники и базы данных, которые служат ценным источником изучения истории родного края. Среди них: история государственных учреждений городов Кировска, Апатиты, Мончегорска, Оленегорска, Полярные Зори.
Развивая познавательный интерес к родному краю у ребят, кировские архивисты используют разнообразные формы работы: выставки, устные журналы, информационные уроки, уроки мужества и трудовой славы, занятия для дошкольников.
Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают детям лучше усвоить общие закономерности развития страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Например, для младших школьников на уроках по окружающему миру при изучении темы «Моя малая родина», рассказывая о рождении города и треста «Апатит», мы широко используем мультимедийные средства, демонстрируя архивные фотодокументы, а также включаем театрализованные элементы.
Для старшеклассников при изучении на уроках истории таких тем, как методы проведения сталинской модернизации страны, итоги первых пятилеток форма урока уже другая — это урок с элементами исследования архивных документов, ксерокопии которых предоставляются каждому обучающемуся.
Разумеется, документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более понятны и близки учащимся, чем отвлеченное изучение исторических событий. Исходя из опыта работы, заметим, что конкретизация общеисторических представлений на местных документальных материалах интересна большинству старшеклассников вне зависимости от выбранного ими профиля обучения.
Большой эмоциональный подъём, устойчивый краеведческий интерес вызывают викторины, конкурсы по истории родного края с использованием мультимедийных ресурсов.
Особый импульс краеведческой деятельности придают памятные даты. Так, в 2014 г. организованные архивом мероприятия для обучающихся разных школ и классов городов Кировск и Апатиты были посвящены 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и 85–летию градообразующего предприятия «Апатит». В 2015 г. это, конечно, 70-летие Победы.
Непосредственное отношение к формированию мировоззрения имеют исследования в области краеведения. Они прививают культуру умственного труда, готовят ребят к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышают сознательность и прочность усвоения краеведческих и исторических знаний. Дети знакомятся с методами исторической науки, учатся логике доказательств, занимаются архивной, музейной, библиотечной работой. Государственный архив Мурманской области в г. Кировске предлагает консультационную и методическую помощь учителям и обучающимся в формировании исследовательской культуры, а это, как Вам известно, является показателем компетентности выпускника.
На наш взгляд, в работе с подрастающим поколением по привитию любви к Родине, воспитанию активной гражданской позиции именно краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания. Уверены, что потенциал его в современном образовательном пространстве ещё до конца не раскрыт.
Поскольку тема нашего семинара обозначена как перспективы сотрудничества образовательных учреждений и госархива, то мы предлагаем на следующих семинарах или конференциях (это может быть любая форма проведения) рассмотреть следующие вопросы:
- Методическое и практическое сопровождение инновационных проектов по истории и культуре своего края;
- Историческое краеведение: традиции и инновации;
- Организация исследовательской работы в архиве.
Государственный архив Мурманской области предлагает в г. Кировске сотрудничество с образовательными учреждениями городов Кировск и Апатиты в области исторического краеведения.