Сообщение авторов интернет-группы «Кукисвумчорр. Живая история»

05.12.2018

Сообщение авторов интернет-группы «Кукисвумчорр. Живая история» в рамках круглого стола «Кировск – туристический центр: взгляд из прошлого в настоящее».

(Григорий Ильин, Елизарова Наталья)

1.Устройство группы.

Группа «Кукисвумчорр», созданная 4 мая 2018 года (https://vk.com/kukisvum), нацелена на максимальный сбор любой информации о Кукисвумчорре –  исторических фактов, фотографий, художественных и литературных произведений, посвящённых  освоению Хибин и становлению Кукисвумчорра (в таком рассмотрении мы пытаемся создать эффект  некоторого зума или скользящей лупы). Вся информация собирается в тематических альбомах  и по ходу публикаций отдельно комментируется (уточняется, выверяется) авторами и участниками группы.

Группа носит некоммерческий характер и ведётся в свободное от основной работы время.

До настоящего момента сбор информации происходит из следующих источников:

— архив музея им. А.Е.Ферсмана (Москва)

— архив МВЦ КФ АО «Апатит» (Кировск)

— архив Историко-краеведческого музея г.Кировска

— личные, семейные  архивы бывших и действующих жителей города

— разнообразные интернет-источники

— архив общеобразовательной школы №2, ДШИ им.А.С.Розанова

В своём наполнении группа «Кукисвумчорр» утверждает позицию неотделимости прошлого, настоящего и будущего (и именно поэтому сопровождающая фраза к названию группы – Живая история). Архивные фото чередуются снимками современными – природными, городскими, а также игровыми и атмосферными фото открытками.

2. Сохранение истории – необходимость в первую очередь внутренняя, а уже потом внешняя.

Хочется отдельно напомнить, что история образования нашего города обязана почти вековому периоду исследования территории Русской Лапландии (это экспедиции Н.В. Широкшина (1834), А.Ф. Миддендорфа (1840), Ш. Рабо (1885), В. Рамзая (1887-1892) и, конечно же, А.Е. Ферсмана (начиная с 1920).
В силу того, что Кольский Север осваивали представители России и Европы и подавляющее большинство жителей Мурманской области сложилось из жителей европейской части России, нам в настоящее время ближе именно  европейские современные традиции и европейская история (в широком смысле).

И несмотря на то, что мы живем и выросли в Хибинах, коренная саамская культура для нас все равно является непонятной и чуждой (да — интересно, забавно, таинственно, но всё-таки слишком иное). В этой ситуации, на наш взгляд, Национальный парк «Хибины» мог бы выполнить функцию  межкультурного моста, который создал бы почву для понимания и восприятия культуры саамов и развития туризма в том числе (к пониманию через природопользование саамов, которое в принципе можно рассмотреть как эталон).

Ещё раз отметим, что Кировск не унаследовал традиций местной культуры саамов (хотя, некоторое взаимодействие всё-таки было — торговля с новыми жителями Хибин, передача опыта путешествий по Кольскому для учёных). Город просто сплавлял в единое традиции людей, приехавших работать на север из самых разных регионов (как по своей воле, так и не по своей). Не секрет, что в период становления Кировска были как русские, украинские, так и финские, татарские школы. Из этого можно сделать вывод, что людям приходилось преодолевать проблемы элементарной коммуникации, что в условиях сурового быта было весьма важно. И это далеко не единственное различие — в то время их было достаточно. Поэтому история взаимного вживания культур со всеми трагическими проявлениями и героическими трудовыми подвигами и есть история нашего города.

Именно поэтому мы собираем старые фотографии, встречаемся и переписываемся с жителями Кукисвумчорра – чтобы сохранить оставшиеся свидетельства этой истории. Многие уже безвозвратно утрачены.

Мы уверены, что исторический туризм можно построить именно на достижениях и открытиях европейской цивилизации на Кольском полуострове.

3.Проблемы информационного поля.

— отсутствие культурных координат (опорных точек)

— отсутствие ведущих каналов

— недостаточное количество сувениров хорошего качества, а также наличие сувениров, выходящих за рамки этики

— проблема замещения памяти количеством информации

— некомпетентность вещания (ошибки в информационных блоках в группах с большой аудиторией, а также ошибки в текстах известных блогеров, которые после никто не оспаривает)

— основной характер пользования – информационный сёрфинг, фото развлечение

— перепроизводство информации и как следствие — общая усталость

—  утрата личных архивов – даже в настоящее время (ремонт, переезд, пожар, равнодушное уничтожение и т.д.), а также уход носителей информации

— сложность в доступе к достоверной архивной информации по истории города для широких слоев населения.

Отдельно хочется отметить большую работу, проведенную Историко-краеведческим музеем г. Кировска по оцифровке фондовых документов, в том числе большого количества исторических фотографий. Этот архив размещен для ознакомления в свободном доступе на сайте goskatalog.ru, и каждый пользователь сети Интернет может получить информацию, не выходя из дома. Это очень важное направление в популяризации истории края. Хочется верить, что и другие архивы и фонды со временем откроют ознакомительный доступ к хранящейся информации. Речь, конечно, идет не о всех документах, а именно о той категории архивных источников, которая несёт в себе ключевую информацию по истории нашего города и области.

4.Варианты популяризации с целью исторического и культурного туризма:

— Насыщение городской среды памятниками, памятными досками, тематическими постерами, арт-объектами, выражающих значимость тех или иных событий, персоналий, а также .

Плюсы:

— охват всех слоёв населения

— почва для фоторекламы

— осмысление информации и значения с течением времени

— объект (памятник) как часть личной истории

Реальность Кировска:

 — отсутствие множества воплощённых проектов памятников и памятных знаков в городской среде Кировска (бюст В.И.Кондрикова – неизвестное место нахождения; памятник А.М.Горькому – убран «до востребования»; памятная  доска с именем Г.С.Пронченко – полная утрата (СОШ №2, которая носит имя Г.С.Пронченко, также утратила это имя на фасадной табличке); памятная доска В.Ерофеева – в литературном  музее В.Ерофеева после демонтажа со снесённого здания школы №1).

(положительный пример г.Апатиты – все памятные знаки и памятники и составлены в таблицу вместе с основной информацией, которая доступна любому пользователю на странице Википедии)

Серьёзным моментом общественного напряжения является отсутствие памятника жертвам политических репрессий – в большинстве своём первых строителей нашего города (история организации насчитывает второй десяток лет). МВЦ АО «Апатит» с каждой публикацией, так или иначе затрагивающей вопросы становления Кировска, приходится держать ответ за весь город на вопрос – где памятник спецпереселенцам и В.И.Кондрикову.

Стоит принять во внимание, что прямо в центре Москвы не так давно установлен национальный мемориал жертвам политический репрессий («Стена скорби», скульптор и архитектор Георгий и Андрей Франгуляны).

Случайно встреченные примеры популяризации и рекламы, актуальные и для Кировска:

— Просветительский проект метро «Привет, Москва!» — Плакаты с историческими фактами и московскими легендами  о станциях и расположенных неподалеку домах и улицах размещены  на платформах и в переходах 150 станций подземки (продолжение предполагается)

(источник — https://strelkamag.com/ru/news/na-stanciyakh-metro-razmestili-sotni-plakatov-s-istoricheskimi-faktami-i-moskovskimi-legendami).

— рекламные постеры Валдайского национального парка в электричках Санкт-Петербурга

Авторы группы считают, что история является неотъемлемой частью культуры, а культура, в свою очередь, важной составляющей здоровья общества и туристической привлекательности в том числе. Поэтому важно проводить работу по сохранению и изучению истории на всех возможных уровнях.